Проект «Инженеры Победы»
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
им. Н.И. Сазыкина
В конце 1939 года в цехах завода № 116, построенного за три года до этого в селе Семеновка Яковлевского района Уссурийского края (сегодня — г. Арсеньев Приморского края), начался ремонт самолетов и авиамоторов. На начальном этапе будущий «Прогресс» ремонтировал истребители И-15, И-16, бомбардировщики СБ, ДБ-3Ф, а также авиационные двигатели М-25, М-85, М-100.
Первый самолет УТ-2, произведенный на заводе, поднялся в воздух в мае 1941 года.
Первый самолет УТ-2, произведенный на заводе, поднялся в воздух в мае 1941 года. Во время Великой Отечественной войны завод был полностью переориентирован на выпуск УТ-2, предназначенных для тренировки будущих летчиков-истребителей и штурмовиков.
Всего за годы войны было выпущено 2935 самолетов этого типа.
В первые месяцы войны завод лишился части своих поставщиков из западных и центральных областей СССР. Листовой дюралюминий не поступал, прекратились поставки авиационной сосны. И поэтому первое задание, данное коллективу экспериментально-технологической лаборатории, созданной в сентябре 1941 года, оказало большую помощь заводу в выполнении государственного плана. Задача заключалась в разработке и изготовлении каркасов, элеронов, киля стабилизатора, рулей направления и высоты из местных пород дерева — для этих целей была выбрана аянская ель, которая растет в Уссурийской тайге. В декабре 1941 года опытные образцы этих комплектующих были созданы. Они прошли статические и летные испытания, показав отличные результаты.
Сборочный цех. Обтяжка фюзеляжа
В 1942 году коллектив завода вышел на повышенную программу выпуска самолетов: в 1943-м изготовлено 702 самолета, в 1944 году — 746 машин, а в 1945-м — 845. За время производства УТ-2 не было ни одного случая отказа материальной части в полете. Не было также ни одной рекламации на отказ техники в ВВС.
В 1942 году коллектив завода вышел на повышенную программу выпуска самолетов: в 1943-м изготовлено 702 самолета, в 1944 году — 746 машин, а в 1945-м — 845.
Вместе с выпуском УТ-2 завод вновь обязали ремонтировать боевые машины — штурмовики Ил-2, истребители Як-7 и другие. Десятки этих восстановленных на заводе самолетов участвовали в боях с немецкими захватчиками на западе и с японскими милитаристами на востоке страны. Также в годы войны заводом выпускались запасные части к тракторам, комбайнам, режущие и монтажные инструменты для сельскохозяйственных и других организаций Приморья.
В первые дни войны женщины и дети Семеновки заменили ушедших на фронт мужчин, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели, строя и ремонтируя самолеты. Вскоре были привлечены выпускники школ фабрично-заводского обучения из Нижнего Тагила, Новосибирска, Свердловска. 16−17-летние подростки, порой недоедая, в холодных цехах, иногда засыпая на ходу, работали наравне со взрослыми. Работа шла круглые сутки.
После обращения Иосифа Сталина к советскому народу 3 июля 1941 года на заводе началось формирование ополчения, а также обучение личного состава военному делу. Так, преимущественно из работников завода был организован Семеновский истребительный батальон, в задачи которого входила борьба с парашютными десантами противника в зоне Анучинского и Яковлевского районов Приморского края. В партизанские отряды, организованные на заводе, были подобраны бойцы из местного населения, хорошо знающие местность и принимавшие участие в партизанской войне против японцев в период оккупации Приморского края в 1920-е годы.
Самолёты
Преимущественно из работников завода был организован Семеновский истребительный батальон, в задачи которого входила борьба с парашютными десантами противника в зоне Анучинского и Яковлевского районов Приморского края.
В начале 1942 года делегация приморцев, среди которых были и представители завода № 116, доставила в Ленинград эшелон с подарками от трудящихся края для бойцов Ленинградского фронта. Приморская делегация стала первой, прибывшей сквозь кольцо блокады в начале 1942 года. Состав был нагружен теплыми вещами, продуктами, вещами первой необходимости. За время блокады приморцы отправили в помощь сражающимся ленинградцам несколько таких эшелонов.
Заводская газета «Сталинец». №3, февраль 1942
Вырезка из газеты «Сталинец». №30, декабрь 1942
Вырезка из газеты «Сталинец». №3, февраль 1942
Вырезка из газеты «Сталинец». №29, декабрь 1942
Постановлением бюро Приморского крайкома ВКП(б) и исполкома Совета депутатов трудящихся коллективу завода № 116 было присуждено переходящее Красное знамя Ленинградского фронта.
Материал предоставлен холдингом «Вертолеты России»