Проект «Инженеры Победы»
«Роствертол»
Одно из крупнейших предприятий юга России ведет свою историю от Государственного союзного авиационного завода № 168, основанного в городе Рязани в 1939 году. Основной продукцией в то время были деревянные авиационные винты В-1, которые устанавливались на военные и гражданские самолеты УТ-2, УТ-2М, У-2 и Р-5. Также предприятие производило походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков.
В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев истребителей МИГ-3, а затем десантных планеров КЦ-20. Цельнодеревянный планер КЦ-20 был спроектирован летом 1941 года специальным КБ при Военно-воздушной инженерной авиационной академии им. Н.Е. Жуковского под руководством Д.Н. Колесникова и П.В. Цыбина.
КЦ-20 был самым крупным планером, стоявшим на вооружении Красной армии.
В десантной кабине свободно могли разместиться 20 солдат в полной экипировке или до двух с половиной тонн груза. На планере мог устанавливаться пулемет ШКАС для защиты от истребителей противника. КЦ-20 был самым крупным планером, стоявшим на вооружении Красной армии.
В октябре 1941 года танки Гудериана прорвались к Рязани. Фронт проходил всего в 60 км от города. Большая часть рабочих во главе с директором М.А. Кутюриным ушла в ополчение. Завод № 168 возглавил И.М. Шпаков. Ему предстояло эвакуировать технологическое оборудование, большой задел продукции, а также работников предприятия.
Завод перевезли на другой берег Волги, в пос. Лопатино (ныне — город Волжск) Марийской АССР. Его работники продолжали выпуск запчастей к МиГ-3 и готовили серийную оснастку для предстоящего производства десантных планеров.
Основным видом продукции на новом месте по-прежнему оставался планер КЦ-20. В начале 1942 года завершились его испытания в Казани, и завод № 168 начал серийный выпуск машин. В 1942—1943 годах в Лопатино было произведено 68 планеров КЦ-20. Большинство из них поступило в воздушно-десантные части Красной армии. Использовались они не только для высадки десантников, но и для снабжения танковых войск и партизанских подразделений. Однако когда большинство самолетов-буксировщиков в ходе боевых действий было потеряно, командование сочло дальнейший выпуск КЦ-20 нецелесообразным.
В 1942—1943 годах в Лопатино было произведено 68 планеров КЦ-20. Большинство из них поступило в воздушно-десантные части Красной армии. Использовались они не только для высадки десантников, но и для снабжения танковых войск и партизанских подразделений.
Еще одним видом продукции завода № 168 в Лопатино стали учебно-тренировочные самолеты УТ-2М. Строились они, в основном, из дерева. Металл, которого в военные годы не хватало, использовался только для местных усилений. Обшивка — фанера и полотно.
Ремонт крыльев. 1944
По свидетельству летчиков, УТ-2М был очень прост в управлении, прощал грубые ученические ошибки, за что его стали называть «летающей партой». Самолет получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2М постоянно расширялось. Во время войны он стал не только основным учебно-тренировочным самолетом ВВС Красной армии, но и легким бомбардировщиком. Самолет сыграл важнейшую роль в развитии отечественной учебной авиации не только в годы войны, но и после. На нем прошли подготовку сотни тысяч военных летчиков.
По свидетельству летчиков, УТ-2М был очень прост в управлении, прощал грубые ученические ошибки, за что его стали называть «летающей партой». Самолет получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2М постоянно расширялось.
Сборка УТ-2М. 1944
За первый год пребывания в Поволжье эвакуированный завод, помимо планеров КЦ-20, выпустил 12 учебных самолетов. В следующем, 1943 году, заводчане ежемесячно сдавали военной приемке по 10−12 машин УТ-2М, а также другую продукцию, в основном — запчасти и комплектующие для самолетов. Всего в 1943 году завод № 168 выпустил 207 самолетов УТ-2М, в 1944 — 309.
После освобождения Ростова-на-Дону в феврале 1943 года территория бывшего завода № 458 была в руинах.
После освобождения Ростова-на-Дону в феврале 1943 года территория бывшего завода № 458 была в руинах. Из трех основных корпусов два были разрушены. Предстояла огромная работа по восстановлению предприятия. На завод начало поступать промышленное оборудование, стали возвращаться из эвакуации бывшие работники. Сначала ростовчане ремонтировали штурмовики Ил-2, потом переделывали истребители Як-7 в учебно-тренировочные.
Когда в октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из поволжского поселка Лопатино на Дон, на территорию завода № 87, директором объединенного предприятия был назначен А.П. Бугров. Номер за заводом сохранили прежний — № 168.
К началу 1945 года производство было восстановлено. В этот период завод вернулся к производству самолетов УТ-2М. Всего авиазавод в Ростове-на-Дону с 1942 по 1947 годы выпустил 1141 машину этого типа.
Материал предоставлен холдингом «Вертолеты России»