Проект «Инженеры Победы»
Улан-Удэнский авиационный завод
В начале 1941 года предприятие приступило к освоению производства фюзеляжа и оперения фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 с поставкой этих агрегатов Иркутскому авиационному заводу. С осени 1941 года до июля 1942 года сдано 699 агрегатов для этого бомбардировщика.
Период производства фюзеляжей и оперения самолета Пе-2 стал важным этапом в жизни предприятия, давшим ему возможность вырасти в самостоятельный серийный завод.
25 августа 1942 года он был преобразован из филиала Иркутского завода в самостоятельный Самолетостроительный завод № 99. Здесь был налажен выпуск истребителей Ла-5 с мотором воздушного охлаждения М-82.
С 28 июня 1941 года сначала отдельные цеха, а затем все предприятие перешло на сверхурочные работы. В октябре 1942 года был организован цех окончательной сборки, где в не законченном еще корпусе начался монтаж первых машин. Завод перешел на казарменное положение.
На 1 февраля 1943 года на заводе № 99 работало 4320 человек, из них 80% - молодежь. Можно сказать, что она решала судьбу фронтового заказа.
За 1942 год было подготовлено 658 рабочих. За годы войны прошли обучение в стахановских школах, кружках техминимума более 3000 человек. Средний разряд молодых рабочих повысился с 3-го на 4-й, а по фронтовым бригадам — до 5-го.
На 1 февраля 1943 года на заводе № 99 работало 4320 человек, из них 80% - молодежь. Можно сказать, что она решала судьбу фронтового заказа.
С февраля 1943 года завод приступил к серийному выпуску самолета Ла-5 типа 37. С февраля 1943 года до лета 1944 года Красная армия получила из Бурят-Монголии 286 машин.
Покраска крыла Ла-5. 1943
Широкое применение на Ла-5 дельта-древесины, представляющей собой тонкие слои дерева, соединенные друг с другом специальным клеем, позволило получить гладкую поверхность фюзеляжа. Это уменьшало лобовое сопротивление, вызванное трением о воздух. Кроме того, такая жесткая внешняя обшивка была менее чувствительна при прострелах крыла и фюзеляжа снарядами в воздушном бою.
В первый период освоения машины большую помощь оказал коллектив родственного Горьковского завода № 21. С этого предприятия разрешили поставку в Улан-Удэ пяти самолетов россыпью, чтобы на них обучить сборке.
В 1943 году было изготовлено 176 Ла-5, из них 9 — сверх государственного плана.
Самолет стал центральным звеном в сплочении коллектива. В 1943 году было изготовлено 176 Ла-5, из них 9 — сверх государственного плана. На фронт эти истребители из Улан-Удэ шли до июля 1944 года. Завод передал ВВС Красной армии 286 машин.
В июле 1944 года была получена директива о прекращении выпуска Ла-5 и запуске в производство машины типа № 45, названной Ла-7, в дальнейшем – модернизированной модели с улучшенными летно-техническими данными. Завод перешел на организацию серийного производства Ла-7, более скоростного и совершенного истребителя, который существенно превосходил своего предшественника. Это был один из лучших самолетов Второй мировой войны. Выпуск Ла-7 на Улан-Удэнском авиационном заводе № 99 продолжался до марта 1946 года, всего было произведено 323 машины.
За годы ВОВ на военную службу были призваны или мобилизованы как военнообязанные 1084 работника. До сих пор остаются неизвестными судьбы 49 заводчан. Пал на поле сражения и Герой Советского Союза Д.Ж. Жанаев, бывший начальник электроцеха, гвардии капитан (похоронен в г. Желань (Польша), позднее прах был перевезен на его малую родину — в пос. Хоринск). Его именем назван заводской парк культуры и отдыха.

Герой Советского Союза Дарма Жанаевич Жанаев
В память о работниках завода, отдавших жизнь за Родину, установлен обелиск, возле которого ежегодно с 30-летия Победы загорается огонь памяти.
Материал предоставлен холдингом «Вертолеты России»