Проект «Инженеры Победы»
Национальный центр вертолетостроения
им. М.Л. Миля и Н.И. Камова
Автожир был изобретен в 1919 году испанским конструктором Хуаном де ла Сиерва. Его название происходит от греческих слов «аутос» и «гирос» и отражает основной принцип работы несущего винта машины – авторотацию. Несущий винт аппарата приводился во вращение не механической трансмиссией от двигателя, а встречным потоком воздуха. Взлетал он с разбега, длина которого была меньше, чем у самолета, приземлиться мог и вовсе «в точку». При этом аппарат мог держаться в воздухе на беспрецедентно малых скоростях и совершенно не боялся «штопора», что производило ошеломляющее впечатление на авиаторов 1920-х годов.
«сам»
«круг», «вращение»
Изобретение автожира позволило создать относительно надежные винтокрылые летательные аппараты гораздо раньше, чем это произошло с вертолетами.
Первый в нашей стране автожир КАСКР-1 «Красный инженер» построили в 1929 году в секции ОСОАВИАХИМа конструкторы Н.И. Камов и Н.К. Скржинский. Полеты КАСКР-1 и успехи зарубежного автожиростроения способствовали началу работ по винтокрылым летательным аппаратам этого типа в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), где к работам подключился молодой конструктор и ученый-аэродинамик М.Л. Миль. За десять предвоенных лет советские конструкторы добились больших успехов, догнав и перегнав зарубежных коллег. В 1934 году под руководством Камова был создан самый большой в мире автожир А-7 — первый в мире военный винтокрылый летательный аппарат, предназначенный для ближней разведки и корректировки артиллерийской стрельбы.
В 1934 году под руководством Камова был создан самый большой в мире автожир А-7 — первый в мире военный винтокрылый летательный аппарат, предназначенный для ближней разведки и корректировки артиллерийской стрельбы.
Н.И. Камов ( 5-й слева), М.Л. Миль (2-й слева) среди военных специалистов отряда автожиров А-7-3а, 1941
После длительных испытаний А-7 был принят на вооружение ВВС РККА, а 21 марта 1940 года вышло постановление Наркомата авиационной промышленности СССР о создании в подмосковном поселке Ухтомский «опытного завода винтовых аппаратов на базе существующих сооружений Ухтомского аэродрома со сроком полного окончания строительства к 1 января 1941 года». Этим же приказом строящемуся заводу был присвоен номер 290 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) СССР. Николай Камов стал главным конструктором и исполняющим обязанности директора завода № 290, его заместителем назначен Михаил Миль. С этой даты начался путь Камова как руководителя самостоятельного предприятия.
До начала войны успели построить 5 серийных А-7−3а, вооруженных двумя пулеметами и мелкими бомбами, оснащенных радиостанциями для корректировки артиллерийской стрельбы.
К моменту основания завода опытный А-7 уже совершил плавание на борту ледокола «Ермак» (предполагалось использовать автожир для эвакуации с дрейфующей станции «Северный полюс-1» Ивана Папанина) и успешно поработал на опылении виноградников в горах Тянь-Шаня. До начала войны успели построить 5 серийных А-7−3а, вооруженных двумя пулеметами и мелкими бомбами, оснащенных радиостанциями для корректировки артиллерийской стрельбы.
Слева направо: конструкторы Н.И. Камов, Н.К. Скржинский, пилот И.В. Михеев, механики Э.А. Крейндлин и М.Ф. Дранович перед автожиром КАСКР-1
23 июня 1941 года Камов сообщил коллективу завода о правительственном задании подготовить все боеспособные автожиры для отправки на фронт. Директива Генерального штаба № 277 346 от 5 июля 1941 года предписывала сформировать из 5 автожиров А-7−3а первую автожирную корректировочную эскадрилью (1-АКЭ) в составе 163-го истребительного авиационного полка (163 ИАП). Командиром эскадрильи назначили старшего лейтенанта П.Г. Трофимова, начальником фронтовой бригады по испытаниям автожиров в боевых условиях — заместителя Н.И. Камова, М.Л. Миля.
За два месяца боевой работы в районе Ельни автожиры А-7−3а совершили 20 боевых вылетов. Произошло 6 аварий, но машины удалось отремонтировать. Боевых потерь эскадрилья не имела.
Пять автожиров А-7−3а прибыли в район Ельни в начале сентября. С них велась корректировка огня тяжелой артиллерии, аппараты совершали ночные вылеты в тыл противника. За два месяца боевой работы в районе Ельни автожиры А-7−3а совершили 20 боевых вылетов. Произошло 6 аварий, но машины удалось отремонтировать. Боевых потерь эскадрилья не имела. Тем не менее, осуществлять корректировку артиллерийского огня днем, в условиях господства в воздухе немецкой авиации, оказалось почти невозможно, и 5 октября 1941 года 1-АКЭ была расформирована, а автожиры отправлены в тыл на ремонт.
А-7−3а на аэродроме
В октябре 1941 года пришел приказ Государственного комитета обороны срочно эвакуировать завод № 290 на Урал в рабочий поселок Билимбай вблизи Свердловска. Там Камов и Миль продолжили работы по совершенствованию А-7−3а и созданию новых, более совершенных, автожиров, по характеристикам приближавшихся уже к вертолетам. Но командование ВВС утратило интерес к винтокрылой технике, и 30 января 1943 года первый в СССР завод винтокрылых летательных аппаратов был расформирован. Тем не менее, опыт создания и практической эксплуатации автожиров оказался буквально бесценным, а Камов и Миль впоследствии возглавили два ведущих вертолетостроительных ОКБ Советского Союза.
Сегодня в состав «Вертолетов России» входит Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, созданный на базе прославленных предприятий в 2019 году.
Материал предоставлен холдингом «Вертолеты России».