Проект «Инженеры Победы»
Казанский вертолетный завод
Свою авиационную историю предприятие ведет с 4 сентября 1940 года, когда был создан Ленинградский авиационный завод № 387. С началом Великой Отечественной войны его эвакуировали в Казань и объединили с местным заводом обозных деталей № 169.
В первые недели войны завод лишился более 1200 человек. Всего за период с 1941 по 1945 годы на фронт ушел каждый второй работник предприятия. Из них каждый третий не вернулся с войны. На место ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины и подростки. При заводе было открыто ремесленное училище, которое подготовило за годы войны 423 молодых рабочих в возрасте 14−15 лет. С первых недель войны среди рабочих возникло движение «двухсотников» и «трехсотников», выполнявших 2−3 нормы (200−300%) за себя и за товарищей, ушедших на фронт.
Всего за период с 1941 по 1945 годы на фронт ушел каждый второй работник предприятия. Из них каждый третий не вернулся с войны. На место ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины и подростки.
31 августа 1941 года на заводе был собран первый серийный самолет У-2, выпускавшийся ранее в Ленинграде. 2 сентября 1941 года первую машину поднял в воздух опытный летчик-испытатель Б.Б. Бирбуц, первый начальник Летно-испытательной станции (ЛИС). Завод приступил к серийному выпуску самолетов У-2 с одновременной модернизацией этих машин под военный вариант У-2ВС. Наращивая темпы производства по изготовлению У-2, работники предприятия продолжали также выпускать детали для истребителя ЛаГГ-3 и запчасти к самолету И-15бис.
Самолеты У-2 с кассетами Бакшаева спасли жизни сотням раненых бойцов, женщинам и детям.
После первой эксплуатации самолетов У-2ВС в боевых условиях Г.И. Бакшаев получает первые отзывы и просьбы из воинских частей. Нужны еще емкости для перевозки раненых, грузов, боеприпасов и продуктов. Так появляются санитарно-транспортные гондолы, названные кассетами Бакшаева. Они могли устанавливаться на любой модификации У-2 и предназначались для перевозки грузов или одного раненого на носилках. Крепились они на нижних плоскостях коробки крыльев по левой и правой стороне, закрываемых легкосъемными крышками обтекателями. Вес одной кассеты составлял 17 кг. Самолеты У-2 с кассетами Бакшаева спасли жизни сотням раненых бойцов, женщинам и детям. После смерти Н.Н. Поликарпова 30 июля 1944 года самолет У-2 стал называться По-2.
Ремонтные бригады завода находились в войсковых частях, работая в тяжелых условиях, под бомбежкой, вблизи передовой линии фронта, внедряя в части опыт по восстановлению самолетов в полевых условиях.
С 1943 года коллективу завода за самоотверженный труд и образцовое выполнение заданий 15 раз присуждалось первое место и переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
С 1941 по 1945 годы предприятие изготовило для фронта около 11 000 бипланов По-2 — легких ночных бомбардировщиков. К 1945 году производство боевых самолетов выросло в 3,5 раза: со 100 до 350 штук в месяц. Здесь был собран каждый десятый боевой самолет, созданный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны. В 1943 году из сборочного цеха выпускалось до 13 самолетов в день.
С 1943 года коллективу завода за самоотверженный труд и образцовое выполнение заданий 15 раз присуждалось первое место и переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
Один из известных снимков солдата, водружающего Знамя Победы на здание Рейхстага в Берлине 30 апреля 1945 года, был сделан с самолета По-2 военным корреспондентом «Правды» Виктором Теминым. Машина была построена на Казанском заводе.
Труд заводчан был оценен по достоинству. В 1945 году Казанский завод № 387 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Материал предоставлен холдингом «Вертолеты России»