ПРОЕКТ «ИНЖЕНЕРЫ ПОБЕДЫ»
Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт
История ФГУП «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ"», старейшего в стране НИИ в области автомобилестроения, началась в ноябре 1918 года с организации Научной автомобильной лаборатории (НАЛ). Она была ориентирована на проведение работ по автомобилестроению и двигателестроению, в т. ч. — авиационному и тракторному.
Руководителем лаборатории стал один из основателей отечественной школы двигателестроения, Н.Р. Брилинг. В марте 1921 года НАЛ была преобразована в Научно-автомоторный институт — НАМИ. Институт занимался созданием автомобилей, аэросаней, разработкой тракторных и авиационных двигателей, агрегатов для комбайнов.
Основатель института Николай Романович Брилинг (1876-1961)
В 1930 году на базе отдела авиационных моторов НАМИ был образован самостоятельный Институт авиационных моторов (ЦИАМ). Годом позже, когда профильным направлением работы НАМИ стало тракторостроение, он получил новое название — Научно-исследовательский автотракторный институт — НАТИ (так он будет называться до февраля 1946 года). В 1933 году НАТИ переехал в новые корпуса в район Лихоборы. Именно здесь коллектив института встретил начало Великой Отечественной войны, когда в воскресный день 22 июня 1941 года сотрудники провожали своих детей в пионерский лагерь.
Митинг коллектива НАТИ в связи с объявлением Великой Отечественной войны. 23 июня 1941
Началась война, а вместе с ней – подготовительные работы по организации укрытий на случай бомбежек, светомаскировки и т. д.
По заданию ГКО, с 1 июля 1941 года коллектив опытного завода начал осваивать первую военную продукцию — среднюю часть снаряда для «Катюши». К концу августа 1941-го завод выпускал уже сотни деталей корпусов снарядов для этих систем залпового огня. Вместе с тем, группа инженеров НАТИ (Н.И. Коротоношко, Б.М. Тихомиров, Е.Г. Попов), командированная на завод «Компрессор», участвовала в создании и испытании образцов пусковых установок «Катюш» на автомобилях и тракторах.
Конструктор военной техники Николай Иванович Коротоношко (1903-1995)
В то же время группа конструкторов во главе с Г.А. Сонкиным была направлена для подготовки производства вездеходов конструкции НАТИ на автозаводы ЗИС и ГАЗ. Руководство отдела металлов переключило часть коллектива на освоение заводами разработанного центробежного метода отливки гильз тракторных двигателей, дающих большую экономию металла и кокса.
По заданию ГКО, с 1 июля 1941 года коллектив опытного завода начал осваивать первую военную продукцию – среднюю часть снаряда для «Катюши».
В июле 1941 года коллектив тракторного отдела во главе с В.Я. Слонимским приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ, принятого к серийному производству на Харьковском тракторном заводе, перебазированном на Алтай, где работники института вместе с коллективом предприятия налаживали производство этих бронетракторов. В 1941 году в НАТИ были разработаны чертежи, а также схема бронирования мотоцикла М-72. Тогда же опытный завод практически полностью перешел на выпуск военной продукции. Литейный цех начал производить корпуса ручных гранат Ф-1 («лимонок»).
В середине июля были определены основные задачи института по экономии жидкого топлива для армии и переводе автомобильного транспорта и тракторного парка народного хозяйства на газ, уголь и дрова. Разработанные к тому времени газогенераторные установки и газобаллонная аппаратура были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к серийному производству.
Но обстановка на фронте все осложнялась — он приближался к Москве. Институт получил указание эвакуироваться в Мелекесс (ныне — Димитровград Ульяновской области), где для него были выделены школа и фитинговый завод. Здесь, в не приспособленных для этого условиях, несмотря на трудности, были созданы литейный и механический цеха и налажено производство корпусов 76-миллиметровых снарядов.
Одновременно на площадях опытного завода НАТИ в Москве были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов. Здесь был создан московский филиал НАТИ, сумевший, кроме всего, освоить изготовление корпусов ручных гранат Ф-1.
Одновременно на площадях опытного завода НАТИ в Москве были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов. Здесь был создан московский филиал НАТИ, сумевший, кроме всего, освоить изготовление корпусов ручных гранат Ф-1.
В феврале 1942 года началась реэвакуация НАТИ. Вместе с тем институту было поручено особо важное задание — организация восстановления и использования трофейной немецкой техники, что включало в себя составление чертежей, разработку технических условий и технологических процессов и мн. др.
В течение апреля-июня 1942 года большинство сотрудников института вместе с оборудованием были возвращены в Москву, после чего НАТИ было дано новое задание — освоение литья мин М-82. Для этих целей в институте разработали новый метод литья в кокиль без последующего отжига. Его массовое внедрение по всей стране дало значительную экономию ресурсов, за что его создатели, инженеры НАТИ Б.И. Гостев и П.И. Степин, были удостоены Сталинской премии.
НАТИ было дано новое задание — освоение литья мин М-82. Для этих целей в институте разработали новый метод литья в кокиль без последующего отжига. Его массовое внедрение по всей стране дало значительную экономию ресурсов, за что его создатели, инженеры НАТИ Б.И. Гостев и П.И. Степин, были удостоены Сталинской премии.
В конце 1943 года институт был освобожден от выпуска военной продукции и постепенно вернулся к прежней научно-исследовательской работе по автотракторостроению, в частности, занялся разработкой нового дизельного трактора КД-35.
В память о героях института, которые сложили головы на фронте, в мае 1960 года на территории НАМИ был открыт мемориал, на котором увековечены их имена.
Материал предоставлен ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»